МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ
САД № 18 Г. СЕГЕЖИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 Г. СЕГЕЖИ
Дата: 2025.02.19 15:59:02 +03'00'
Приложение 1 к приказу - ОД №154-2/24 от 04.09.2024 г.
1. Пункт 1.4 Целевого раздела изложить в следующей редакции:
«Вариативная часть программы представлена парциальной программой «Мой край Карелия» разработана на основе Региональной образовательной программы дошкольного
образования «Мой край-Карелия».
Программа «Мой край – Карелия» рассчитана на детей дошкольного возраста. Содержание
психолого-педагогической работы представлено через образовательные области по четырем
возрастным группам. Программа состоит из шести содержательных разделов, усложняющихся
для каждой возрастной группы:
➔ Я, моя семья, ближайшее окружение.
➔ Национальные традиции, обычаи, праздники.
➔ Мир предметов.
➔ Мир природы.
➔ Художественное творчество.
➔ Музыка.
Реализация содержательных разделов осуществляется через различные виды детской
деятельности и культурные практики.
Объем обязательной части Программы составляет 88% от ее общего объема. Иные 12%
составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели и задачи реализации программы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Карелии в
процессе организации различных видов деятельности и культурных практик.
Задачи:
1. формировать систему представлений об истории и культуре, традициях и обычаях, нравах
и укладе жизни людей, традиционно населяющих территорию Карелии (карелов, вепсов,
финнов, русских);
2. отрабатывать навыки и умения ориентирования в ближайшем природном, социальном и
культурном окружении;
3. помогать в изучении истории Республики Карелия во взаимосвязи с культурой и историей
России;
4. инициировать возникновение нравственных идеалов на основе духовных и культурноисторических ценностей Республики Карелия;
5. воспитывать «участное», деятельное отношение к миру, понимание представления своей
роди в ближайшем социокультурном и природном пространстве.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основе Программы лежат гуманистические принципы личностно-ориентированной
педагогики, признающей уважение к личности ребенка, создание необходимых условий для
развития его активности, инициативности и самостоятельности. Реализацию содержания
Программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения
(занятиях), сколько через организацию работы с детьми в совместной и самостоятельной
деятельности. Ведущее место отводится спонтанной творческой игре, развивающим играм,
чтению (восприятию) художественной литературы, продуктивным видам деятельности
(изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и
природного
мира,
а
также
грамотно
организованной
развивающей
предметно-
пространственной среде, где дети могут действовать самостоятельно, по собственной
инициативе. В условиях социокультурной ситуации вся детская деятельность реализуется через
культурные практики, которые способствуют формированию представлений, накоплению
индивидуального социального опыта ребенка, а не приобретению конкретных знаний, умений,
навыков.
Культурные практики
В условиях социокультурной ситуации вся детская деятельность реализуется через
культурные практики, которые способствуют формированию представлений, накоплению
индивидуального социального опыта ребёнка, а не приобретению конкретных знаний, умений
и навыков. Практика (деятельность) ребёнка становится культурной, когда она открывает
возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания
образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
Культурные практики формирую общую культуру личности дошкольника, развивают его
социальные, духовно-нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Важность такого подхода подчеркивают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования, которые зафиксированы в ФГОС ДО. Культурные практики выступают в
образовательном процессе в форме партнёрства взрослого (их носителя) и детей, и могут быть
представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие
в своем сочетании полноценное развитие ребёнка. Они и должны составлять содержание
целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении
Планируемые результаты освоения Программы
Результатом освоения программы являются сформированные у дошкольников
нравственно-патриотические и социальные чувства; система отношений ребенка к природе,
истории и культуре родного края; сформированные у дошкольников представления об истории,
культуре, природе, традициях, обычаях родного края.
Планируемые результаты:
1. ребенок проявляет деятельностный интерес к истории и культуре родного края; ребенок
имеет представления о себе, своей семье;
2. о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной
национальности;
3. о национальной принадлежности людей, проживающих на территории Республики
Карелия;
4. в реальных жизненных ситуациях проявляет уважительное отношение к людям разных
национальностей, их культуре, обычаям, традициям;
5. ребенок может рассказывать о своем родном городе, населенном пункте (название,
расположение, социальные объекты, достопримечательности и т.д.);
6. хорошо ориентируется в ближайшем социально-культурном окружении, прокладывает
маршрут движения до объекта, ориентируется в схеме, на карте;
7. ребенок имеет представления об истории, культуре, традициях родного края;
8. использует фольклор, навыки художественного творчества и т.д. в своей деятельности;
9. ребенок хорошо ориентируется и может рассказать о флоре и фауне Карелии;
10. знает и использует правила общения с природой в своей деятельности;
11. демонстрирует навыки поведения и деятельности в природе;
12. ребенок имеет представление об основных, характерных для Карелии исторических видах
труда взрослых, ремеслах;
13. современных видах промышленности, производства;
14. владеет навыками и первоначальными умениями обработки материалов (холст, береста,
дерево, шерсть и др.), плетения, вышивки и др.»
2. В абзаце тринадцатом пункта 2.9. Содержательного раздела «На основании
исследований запросов участников образовательного процесса (с учетом результатов
мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а также
педагогов и микросоциума) осуществлен подбор нескольких образовательных программ
различной направленности из числа парциальных и программ, отвечающих требованиям
всех участников образовательных отношений» изменить словами «Во исполнении
распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. № 206-р О
Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния РФ на
период до 2030 г., решением педагогического совета (протокол от 30.08.2024 № 5) и в
целях приведения ОП ДО в соответствие с ФОП ДО».
3. В абзаце пятнадцатом слова дополнительного раздела Программы «Парциальная
программа «Азбука общения» Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет), Издательство: Детство-Пресс, Год:
2010. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева 2-е изд. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. — 304 с.» заменить словами «Парциальная программа
«РОПДО «Мой край – Карелия» составители: Е.Д. Макарова, А.А. Решетина)"».
Приложение 2 к приказу - ОД №154-2/24 от 04.09.2024 г.
Пункт 1.4 Целевого раздела изложить в следующей редакции:
«Вариативная часть программы представлена парциальной программой «Мой край Карелия» разработана на основе Региональной образовательной программы дошкольного
образования «Мой край-Карелия».
Программа «Мой край – Карелия» рассчитана на детей дошкольного возраста. Содержание
психолого-педагогической работы представлено через образовательные области по четырем
возрастным группам. Программа состоит из шести содержательных разделов, усложняющихся
для каждой возрастной группы:
➔ Я, моя семья, ближайшее окружение.
➔ Национальные традиции, обычаи, праздники.
➔ Мир предметов.
➔ Мир природы.
➔ Художественное творчество.
➔ Музыка.
Реализация содержательных разделов осуществляется через различные виды детской
деятельности и культурные практики.
Объем обязательной части Программы составляет 88% от ее общего объема. Иные 12%
составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели и задачи реализации программы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Карелии в
процессе организации различных видов деятельности и культурных практик.
Задачи:
6. формировать систему представлений об истории и культуре, традициях и обычаях, нравах
и укладе жизни людей, традиционно населяющих территорию Карелии (карелов, вепсов,
финнов, русских);
7. отрабатывать навыки и умения ориентирования в ближайшем природном, социальном и
культурном окружении;
8. помогать в изучении истории Республики Карелия во взаимосвязи с культурой и историей
России;
9. инициировать возникновение нравственных идеалов на основе духовных и культурноисторических ценностей Республики Карелия;
10. воспитывать «участное», деятельное отношение к миру, понимание представления своей
роди в ближайшем социокультурном и природном пространстве.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основе Программы лежат гуманистические принципы личностно-ориентированной
педагогики, признающей уважение к личности ребенка, создание необходимых условий для
развития его активности, инициативности и самостоятельности. Реализацию содержания
Программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения
(занятиях), сколько через организацию работы с детьми в совместной и самостоятельной
деятельности. Ведущее место отводится спонтанной творческой игре, развивающим играм,
чтению (восприятию) художественной литературы, продуктивным видам деятельности
(изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и
природного
мира,
а
также
грамотно
организованной
развивающей
предметно-
пространственной среде, где дети могут действовать самостоятельно, по собственной
инициативе. В условиях социокультурной ситуации вся детская деятельность реализуется через
культурные практики, которые способствуют формированию представлений, накоплению
индивидуального социального опыта ребенка, а не приобретению конкретных знаний, умений,
навыков.
Культурные практики
В условиях социокультурной ситуации вся детская деятельность реализуется через
культурные практики, которые способствуют формированию представлений, накоплению
индивидуального социального опыта ребёнка, а не приобретению конкретных знаний, умений
и навыков. Практика (деятельность) ребёнка становится культурной, когда она открывает
возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания
образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
Культурные практики формирую общую культуру личности дошкольника, развивают его
социальные, духовно-нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Важность такого подхода подчеркивают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования, которые зафиксированы в ФГОС ДО. Культурные практики выступают в
образовательном процессе в форме партнёрства взрослого (их носителя) и детей, и могут быть
представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие
в своем сочетании полноценное развитие ребёнка. Они и должны составлять содержание
целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении
Планируемые результаты освоения Программы
Результатом освоения программы являются сформированные у дошкольников
нравственно-патриотические и социальные чувства; система отношений ребенка к природе,
истории и культуре родного края; сформированные у дошкольников представления об истории,
культуре, природе, традициях, обычаях родного края.
Планируемые результаты:
15. ребенок проявляет деятельностный интерес к истории и культуре родного края; ребенок
имеет представления о себе, своей семье;
16. о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной
национальности;
17. о национальной принадлежности людей, проживающих на территории Республики
Карелия;
18. в реальных жизненных ситуациях проявляет уважительное отношение к людям разных
национальностей, их культуре, обычаям, традициям;
19. ребенок может рассказывать о своем родном городе, населенном пункте (название,
расположение, социальные объекты, достопримечательности и т.д.);
20. хорошо ориентируется в ближайшем социально-культурном окружении, прокладывает
маршрут движения до объекта, ориентируется в схеме, на карте;
21. ребенок имеет представления об истории, культуре, традициях родного края;
22. использует фольклор, навыки художественного творчества и т.д. в своей деятельности;
23. ребенок хорошо ориентируется и может рассказать о флоре и фауне Карелии;
24. знает и использует правила общения с природой в своей деятельности;
25. демонстрирует навыки поведения и деятельности в природе;
26. ребенок имеет представление об основных, характерных для Карелии исторических видах
труда взрослых, ремеслах;
27. современных видах промышленности, производства;
28. владеет навыками и первоначальными умениями обработки материалов (холст, береста,
дерево, шерсть и др.), плетения, вышивки и др.»
4. В абзаце тринадцатом пункта 2.9. Содержательного раздела «На основании
исследований запросов участников образовательного процесса (с учетом результатов
мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а также
педагогов и микросоциума) осуществлен подбор нескольких образовательных программ
различной направленности из числа парциальных и программ, отвечающих требованиям
всех участников образовательных отношений» изменить словами «Во исполнении
распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. № 206-р О
Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния РФ на
период до 2030 г., решением педагогического совета (протокол от 30.08.2024 № 5) и в
целях приведения ОП ДО в соответствие с ФОП ДО».
5. В абзаце пятнадцатом слова дополнительного раздела Программы «Парциальная
программа «Азбука общения» Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет), Издательство: Детство-Пресс, Год:
2010. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева 2-е изд. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. — 304 с.» заменить словами «Парциальная программа
«РОПДО «Мой край – Карелия» составители: Е.Д. Макарова, А.А. Решетина)"».